Крестный ход.

На Руси всегда любили крестные ходы. Мы, дети безбожного века, имели очень смутное представление о них, пожалуй, только по картине Перова «Сельский крестный ход на Пасху», «обличающей пороки российского общества».
Прекрасно понимая, какое огромное организующее и воспитательное воздействие оказывают крестные ходы, безбожные власти заменили их демонстрациями. Портреты партийных лидеров, знамена и транспаранты, выпиленные из фанеры голуби и бумажные цветы, духовой оркестр, митинги - и речи, речи… речи о достижениях советской власти, о безграничных возможностях советского человека- строителя коммунизма… И смутное ощущение фальши.
Но, как трава сквозь асфальт, проросло: «Без Бога ни до порога!» И вот 90-е годы, шествуем мы рядом с нашим отцом Дмитрием за Честным Крестом, за хоругвями и иконами, с молитвенными песнопениями – и с белыми розами и лилиями в руках, с настоящим, живыми! И окропляет отец Дмитрий всё и вся – землю, здания, дороги, останавливающиеся машины, прохожих, выходящих из домов жителей посёлка, стайку любопытных и радостных ребятишек, присоединившихся к крестному ходу – окропляет святой водой, живой.
«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!»- и уже чувствуем мы себя исповедниками нашей православной веры, чувствуем наше молитвенное единение и надежду на милость Божию, чувствуем, как освящается земля наша, вода, воздух.

Отец Дмитрий всегда открывал нам красоту и радость православия, и крестные ходы не были исключением. Полюбили мы их всей душой, каждый крестный ход – праздник: на Светлой Седмице, а потом – каждое воскресение, до Вознесения; на престольные праздники – святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского – вокруг нашего храма; к Иордани на Неву для Великого освящения воды на Богоявление.

Незабываемы крестные ходы и в Дом ветеранов войны и труда (тогда освятили место будущей часовни св. вмч. Пантелеимона), и в оба микрорайона нашего поселения.
В первый микрорайон пошли мы 15 мая, в день святых мучеников Бориса и Глеба – ведь именно здесь, на Неве, два века спустя после своей гибели явились, по преданию, святые Борис и Глеб воинам Александра Невского перед Невской битвой со шведами, обещая свою помощь и заступничество. Явились они при восходе солнца, стоящими посреди корабля, в червленых одеждах – именно так и изображены они на иконе в нашем храме. А после крестного хода нами было подписано письмо-ходатайство о переименовании поселка имени Свердлова в Борисоглебск. Наверное, многих в тот день не покидало ощущение не только праздника, но и важности происходящего, своей сопричастности к истории России.
Не пропускали мы и пасхальные ходы на Троицу во Всеволожске, куда приезжали делегации от всех приходов.
А впереди, как всегда, наш дорогой батюшка Димитрий – всегда так радостно исповедующий православную нашу веру. И даже будучи тяжелобольным, не оставил отец Димитрий свою паству. Никогда не забудется тот Пасхальный крестный ход в 2010 году. «Воскресение Твое Христе Спасе, Ангелы поют на небеси»,- раздавалось в ночи. Живой речкой из огоньков красных лампадок и свечей опоясывал храм крестный ход. Шли медленно, шли за нашим настоятелем, понимая, с каким трудом дается ему каждый шаг и что все это возможно только с помощью Божией и по Его великой милости к нам. А отец Дмитрий поднимал глаза в ночное звездное небо… «И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити»,- пели мы, глотая слезы…
-Христос воскресе!
-Воистину воскресе! – на одном дыхании, с верой, с радостью ответила паства на пасхальную весть, провозглашенную на своем последнем земном крестном ходе митрофорным протоиереем Димитрием Амбарцумовым, нашим незабвенным батюшкой.